?

Log in

No account? Create an account

НЕХОРОШИЕ ВРЕМЕНА

Sine ira et studio...


Previous Entry Share Next Entry
КАНАТНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА
analizator_sam
Казенную канатную фабрику в Самаре начали эксплуатировать с 1902 года – такелажные нужды железной дороги, армии и речного флота реализовывались сертифицированной продукцией этого предприятия…
Располагалась фабрика и склад-полигон в районе нынешнего ТЦ «Космопорт» - значительная удаленность объекта от города обуславливалась большой пожаро-опасностью производства… льняной, хлопковый и пеньковый «очес» в свою очередь являлся сырьем для выработки взрывчатого вещества «пироксилин» - атмосферу отравляли бесчисленные зловонные ванны, где изделия пропитывались кипящим дёгтем…
Полигон СККФ подготавливал канаты к вводу в эксплуатацию и их доработку к сфере применения - вытяжка, заливка муфт, порезка, запрессовка втулок и фитингов, перемотка канатов на бухты и барабаны, упаковка готовой продукции… в ходе работ, относящихся к поднятию и перемещению грузов, канаты комплектовались различными грузозахватными приспособлениями - крюками, стропами, захватами и проушинами, позволяющими надежно фиксировать груз…
Надо помнить, что летом 1918 года «белочехи» вывезли со складов Казенной Канатной Фабрики весь госрезерв стратегической продукции – казаки-«дутовцы», под предлогом поиска оружия, завершили грабеж…
Допотопное канатное производство в Самаре прекратилось в 1933 году - тогда под Сызранью по мировым стандартам заработала фабрика такелажных изделий… к тому времени в СССР уже началось массовое собственное производство стальных крановых тросов – в годы Первых Пятилеток до 50% этой продукции импортировалось…
Территорию бывшей Канатной фабрики с обширным складом-полигоном передали под городской Топливный Склад – на месте всяких там «Ашанов» возвышались бесчисленные штабеля дров и угольные терриконы…
От станции «Линдовская» до «Канатных Складов» была проложена ЖД-ветка – в 1938 году силами Горисполкома возвели строения для хранения стройматериалов… перед самой Войной рельсы проложили аж до нового Киркомбината – паровоз-«кукушечка» над Государственной Магистралью «перелетал» по деревянному ЖД-мосту…
20 марта 1924 года – открытие Кетского лесозавода имени Я.М.Свердлова
По Линдовской ЖД-ветке, рядышком с нынешней улицей Советской Армии (это на территории уже бывшего завода ЖБК и гаражей) работал Дерево-Обрабатывающий Завод, принадлежащий всероссийской Лесо-Пром-Кооперации - лесопилки и цеха выдавали Стране Советов пиломатериалы и щитовые конструкции…
Именно для железнодорожников, складских работников, кирпичников и деревообработчиков с 1939 по 1941 годы по нынешнему Канатному переулку был выстроен квартал щитовых двух-этажных домов с песочно-стружечной засыпкой – причем, 100% все стройматериалы были произведены из сэкономленного сырья во внерабочее время…
Волею судеб в пролетарском куйбышевском захолустье скопировали типовой французский проект - за архитектурную основу зданий была взята документация, вывезенная из присоединённых Западных Территорий…
Деревянные щиты, перекрытия, половые доски, лестничные марши и крышные и оконные конструкции были исключительно промышленного производства – наружные стены обшивали дранкой и штукатурили, прочие конструкции дополнительно с нагревом олифили и многослойно прокрашивали…
Поселок расположили на возвышенности, что исключило затопление подвальных помещений – в кирпичных фундаментах каждого дома располагалось собственная котельная с угольным парогрейным бойлером…
Городской Топливный Склад просуществовал до 1952 года – стройматериалы на «Канатке» хранили аж до начала XXI века… хорошо помню горы щебня и плиты ЖБК – дополнительно площадка использовалась в качестве полигона для вывоза снега с городских улиц…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

вы наверное альтернативную историю города пишите - долго придумывали? значит на немецких картах города ничего этого нет, а у вас все расписано по деталям

Низкопоклонство перед Западом...

Для некоторых граждан воспоминания ветеранов интересны - кто-то доверяет каким-то левым картам...

сели бы вы господин нехороший

(Anonymous)
в Германии за сравнение Рейха с Западом, а ветераны лет через 10 ищщо че-нипуть придумают - если подливать будете

вы еще напишите что ассы люфтваффе сами эти карты на коленке рисовали, чтобы соляру партизанам продать - тоже версия не менее интересная, чем воздушная железная дорога

Какое, блин, люфтваффе?..

Над городом Куйбышевом вроде как картографические самолеты не летали - здесь с мая по сентябрь 1942 года зафиксировано на высотах около 6000м не более 20 пролетов аэроплана дальней разведки Ju 88D... далековато было до аэродромов фашистских, в "лучшие времена" 880 км плечо было - все пролеты были исключительно над железными дорогами и крупными предприятиями...
Кстати, в июне 1942 года Гитлер утвердил план, по которому Куйбышев должен быть взят Вермахтом до конца года - но у "картографов" не срослось тогда по причине Сталинграда...
Объекты для аэрофотосъемки выбирались на основе агентурных данных - не хило "нейтральные посольства" тут подсуетились... много на "ассовских" планах белых пятен и черных дыр от советских зениток и истребителей - в современной Германии до сих пор "переигрывают" ту Войну, может и карты нарисовали игруны реваншистские?..

Edited at 2015-06-17 07:52 pm (UTC)

Очень интересный материал! А правда, есть какие-то ещё источники информации, кроме воспоминаний старожилов, про канатную фабрику и деревообрабатывающий завод? И ещё несколько вопросов в связи с картами города. На карте Куйбыщева 1940 года отмечен посёлок Новый - это те самые дома работников ДОЗа, или что-то другое? Судя по привязке: http://retromap.ru/m.php#l=0120090&r=1419401&z=16&y=53.203909&x=50.212883 нынешний Канатный переулок получается скорее в районе тогдашнего строившегося компрессорного завода.

Это не моя Епархия...

Я "нефильтрованные" воспоминания своего деда-железнодорожника и ветеранов-строителей 11 треста привожу - сам рассчитываю именно на изыскания молодых краеведов...
Так я же писал, что в 1933 году Канатную Фабрику ликвидировали - площадку отдали под склады... может те дома не только железнодорожникам предназначались - у меня про компрессорщиков нет информации...

  • 1